Документы.

Положение о службе школьной медиации

План работы службы школьной медиации на 2023-2024 учебный год

Приказ об организации работы ШСМ

Форма медиативного соглашения

Форма регистрационной карточки

Состав школьной службы медиации

Форма Мониторинга деятельности ШСМ


Медиация (примирение) – это способ урегулирования споров при содействии медиатора (независимое лицо или лица, привлекаемые сторонами в качестве  посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора) на основе добровольного участия в целях достижения ими взаимоприемлемого решения.

Школьные службы примирения внедряются в школах уже много лет. Службы школьной медиации являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Работа школьной медиации регулируется Письмом министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.
Школьная служба медиации это:

  1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
  2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  3. Профилактика школьной дезадаптации.
  4.  Школьное самоуправление подростков школы.

Основная цель службы школьной медиации  состоит в формирование благополучного, гуманного и безопасного пространства (среды) для полноценного развития и социализации детей и подростков, в том числе при возникновении трудных жизненных ситуаций, включая вступление их в конфликты.
Задачи службы медиации:

  • создание с помощью метода школьной медиации и восстановительного подхода системы защиты, помощи и обеспечения гарантий прав и интересов детей всех возрастов и групп;
  • внедрение новых форм, технологий и методов работы для решения конфликтов мирным путем;
  • интеграция метода школьной медиации в образовательный процесс и систему воспитания, повышение эффективности социальной и психологической помощи, оказываемой детям;
  • повышение квалификации педагогов школы по вопросам применения процедуры медиации в повседневной педагогической практике.

Правовая основа организации служб школьной медиации в образовательных организациях

Правовой основой создания и деятельности служб школьной медиации является:

  • Конституция Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс Российской Федерации;
  • Семейный кодекс Российской Федерации;
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”;
  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
  • Конвенция о правах ребёнка; • Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключённые в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 193-ФЗ “Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)”

Зачем нужна медиация школе?

Конфликт в школе, как и в обществе, возможен. Но надо учиться решать его мирным путем.
Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом уладила бы все конфликты. Однако, благодаря медиации, можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности. Можно разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не стали преступниками или не попали в сложную жизненную ситуацию.
В процессе медиации каждый участник, как ребенок, так и взрослый, как обидчик, так и «жертва», может рассчитывать на то, что будет выслушан, услышан, его постараются понять, он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также может предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной, уважительной обстановке, создается необходимое чувство безопасности, где  может создаваться разрешение спора, где стороны могут прийти к соглашению, которое, скорее всего, будут склонны реализовывать, так как непосредственно участвовали в его создании.

Служба школьной медиации готова работать со всеми участниками образовательного учреждения и организовать медиацию между:

  • учениками;
  • учениками и родителями;
  • родителями;
  • учителями и родителями;
  • учениками и учителями.
  • Если: вы поругались или подрались, у вас что-то украли, вас побили и вы знаете обидчика, вас обижают в классе и другое, то вы можете обратиться в службу школьной медиации.

После  этого  с каждым из участников встретится ведущий программы примирения для обсуждения его отношения  к случившемуся и желания участвовать во встрече.

На встрече   выполняются следующие правила:

  • Поскольку каждый человек имеет право высказать свое мнение, то перебивать говорящего человека нельзя. Слово будет дано каждому участнику.
  • На встрече нужно воздержаться от ругани и оскорблений.
  • Чтобы не было сплетен после встречи, вся информация о происходящем на встрече не разглашается.
  • Вы в любой момент можете прекратить встречу или просить индивидуального разговора с ведущим программы.

Организация работы службы медиации в школе

Важно, что не всегда для разрешения конфликта потребуется процедура медиации. В некоторых случаях будет достаточно консультации. Для того, чтобы процедура медиации не пугала потенциальных её участников, необходимо обратить внимание на:

  1. Участие в медиации добровольно и анонимно, стороны могут дать согласие на разглашение факта их участия в медиации.
  2. Вся документация службы медиации конфиденциальна, доступ к журналу имеет только руководитель службы.
  3. В соглашении о примирении по желанию сторон может быть внесен пункт о сохранении конфиденциальности и санкциях за ее нарушение.

Деятельность службы школьной медиации направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию у них культуры конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
Для этого в образовательном учреждении реализуется обучающая программа для детей, благодаря которой развиваются коммуникативные умения и умения разрешения конфликтов с помощью частичного применения технологии медиации.
Для педагогов организуются семинары, тренинги для формирования вышеуказанной культуры конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.


«Восстановительная медиация в образовательной организации. Организация работы школьной службы примирения»

6 марта 2023 года команда учащихся 7-9 классов совместно с куратором, педагогом-психологом, Рассейкиной Т.Н., прошли обучение на областном практико-ориентированном семинаре для подростков и педагогов «Восстановительная медиация в образовательной организации. Организация работы школьной службы примирения» на базе ГАПОУ ТКСТП. Участники нашей команды впервые посетили такой семинар, поэтому им пришлось окунуться в практические знания и попробовать себя в роли юных медиаторов.


НАЧИНАЮЩИЕ МЕДИАТОРЫ

24 февраля 2022 года завершился проект «АЗБУКИВЕДИ» в рамках открытой ОНЛАЙН-ШКОЛЫ «PRO-медиатор». Данный проект предназначен для начинающих медиаторов школьных служб примирения.
Учащиеся нашей школы Анна П. и Алексей Б. вместе с куратором педагогом-психологом Рассейкиной Т.Н. принимали в этом проекте активное участие и были награждены дипломами за III место.

«МЕДИАТОРЫ СПЕШАТ НА ПОМОЩЬ»

С 20 по 29 января 2022 года команда службы школьной медиации в составе: Рассейкиной Т.Н.- педагог-психолог, Анна П. и Алексей Б.- учащиеся, участвовали в развивающем мини-проекте «Медиаторы спешат на помощь» в рамках открытой ОНЛАЙН-ШКОЛЫ «PRO-медиатор».
В течение десяти дней участникам предлагалось выполнять задания, которые позволили лучше понять смысл работы медиаторов в школьных службах примирения.
По окончании проекта все участники были награждены дипломами.